 дата: 16-06-2011, 16:57 Каждые новоиспеченные родители надеются, что их малыш будет обладать отличным здоровьем, красотой, умом и непременно будет талантлив. Небольшой попискивающий сверток, принятый из рук акушерки, даже иногда заставляет их вспомнить Леонардо да Винчи, Ломоносова, Эйнштейна и других, выдающихся деятелей культуры.
Возможно, такая реакция выглядит немного странно, но она объяснима. Мама и папа любого ребенка мечтают, что он будет в чем-то лучше остальных и что благодаря своему таланту или одаренности он обязательно выделится из толпы и станет счастливым. Талант, одаренность - заветные слова для многих родителей, однако все не так просто как кажется.
Попробуем отделить мух от котлет. Кому из детей достается определение "одаренный"? Скорее всего, тем, чей интеллект образовательная система признала более высоким, чем интеллект других детей такого же уровня. Однако и здесь существуют свои нюансы: не каждого отличника в школе можно назвать вундеркиндом, и не каждого одаренного ребенка - отличником. Большую роль играют темперамент, воспитание и социальная адаптация. Неоспорим лишь один факт: если ребенок проявляет не соответствующие его возрасту способности в одной или нескольких областях знаний, то он без сомнения одарен. Достигая небывалых высот, еще в раннем возрасте они умудряются поступать в университеты, заканчивать их досрочно и защищать диссертации, пока их сверстники все еще посещают школьные занятия. Одаренные музыкальными способностями дети выигрывают различные конкурсы и вовсю поют на сцене, со способностями к спорту - побеждают в чемпионатах. А бывает, что и не делают этого. Высокоинтеллектуальные люди обычно хотят достичь успехов в выбранной сфере, однако не все из них стремятся к лидерству. Кроме способностей есть еще и среда, которая воспитывает ребенка. Она оказывает влияния на его желания и настрой.
Раньше, для того чтобы определить одаренного человека его тестировали на коэффициент IQ. На сегодняшний день этот способ признан не достаточно верным и его все меньше используют. Каково количество одаренных людей? Людей с обычными способностями 70-80%, 15% обладают способностями чуть выше "нормы", и оставшиеся 15% - чуть ниже "нормы". Одаренных людей сверх меры всего 2,5%.
С одаренными детьми работают по-разному. Обычно их деятельность интенсифицируют или в лучшем случае более углубленно изучают с ними материал. Метод "перескакивания" через классы является не таким эффективным и чаще бывает признаком педагогической беспомощности и неосведомленности. Если с вашим ребенком происходит что-то подобное в школе, то обязательно пройдите консультацию у профессионального психолога и будьте готовы к тому, что ему, возможно, придется сменить школу.
Важным признаком является то, что у одаренных детей в отличие от их сверстников бывает зачастую более тонкая душевная организация. Им отличительные черты самолюбие и даже истеричность. Но бывает и наоборот - это тихие, стеснительные и скромные люди. В числе их положительных качеств усердие, трудолюбие и хорошее чувство юмора, умение предельно сконцентрироваться в работе. Они могут в течение многих часов заниматься работой, забыв обо всем на свете, но в быту ими часто овладевает рассеянность. Еще одна отличительна черта одаренного человека - вечное стремление к совершенству. У талантливых людей всегда имеется множество способов решений проблемы (порой самых лучших и экономичных), но они не всегда способны воплотить их в реальность. Отношение к ним учителей и сверстников тоже неоднозначное. Некоторые считают их странными и слишком эмоциональными, поэтому часто случается так, что они становятся индивидуалистами - одиночками.
Возможно ли воспитать из ребенка гения или одаренного сразу в нескольких областях человека? Считают, что нет, потому что одаренность приобрести нельзя. Это дар, заложенный в генах. Можно годами терзать ребенка занятиями математикой, но он едва ли обойдет человека которому "дано". То же самое касается и спорта, и музыки и всего остального. Не верьте методикам наподобие "Растим из младенца гения". В лучшем случае вы лишите малыша детства, в худшем - совершите насилие над личностью.
Обязательно развивайте своего ребенка, но для начала определитесь, к чему у него есть склонность и стремление. Все нужно делать постепенно и не следует сразу одновременно нагружать его занятиями рисованием, иностранными языками, спортом, математикой и еще кучей полезных на ваш взгляд дел. Не путайте обучение и дрессировку! Детство ребенка не должно обходиться без разбитых коленок, игр со сверстниками, периодических шалостей и обычных детских глупостей. Помните у детей все впереди, и они еще успеют начитаться серьезных книжек, принять серьезный вид и надеть строгий костюм. Однако кто гарантирует, что и это принесет им достаточно счастья?
|