 дата: 16-06-2015, 20:21 Чем занимаются дошкольники основную часть своей жизни? Играют во все на свете. Игра помогает им без принуждения получать новые знания, навыки, умения, узнавать окружающий мир и развиваться. Для дошколят огромное значение приобретают ролевые или творческие игры. Обычно это такие игры, где дети примеряют на себя роль взрослых и в игровой форме воссоздают отношения между взрослыми и то чем они занимаются.
Малыш, выбирая и воспроизводя какую-то роль (шофера, робота, полицейского, врача, дедушки, летчика и т. д), принимает соответствующий образ и его действия. Дети старше трех лет отличаются большей самостоятельностью и тем, что он начинает все больше отдаляться от совместной с родителями деятельности. Игра и по содержанию и по происхождению – процесс социальный. Однако без общения со старшими и без новых впечатлений из окружающей действительности, которыми также обеспечивает ребенка взрослый, игра не может развиваться.
Содержание игры состоит из примеров взаимоотношений и деятельности взрослых, воспроизводимых ребенком. Самые младшие дошколята изображают предметную деятельность – срезание хлеба, мытье посуды. Их увлекает сам процесс выполнения каких-то действий и иногда они даже забывают о конечной цели, т. е, зачем они это делали. Действия малышей плохо согласуются друг с другом.
Средние дошкольники ценят в игре взаимоотношения людей. Они играют не ради того чтобы совершить действие, а ради того чтобы передать отношения стоящие за ним. Пятилетний малыш уже не забудет сорванные цветы преподнести кукле, и не будет путать последовательность выполняемых действий – сначала все ужинают, а потом можно мыть посуду. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. И собственно игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью «Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!».
Старшие дошкольники уже думают больше о правилах, сопутствующих роли. Они стараются зорко следить за верным соблюдением этих правил. Первоначальное значение игровых действий постепенно теряется. Предметная деятельность отходит на второй план и сокращается, а бывает, что и совсем замещается речью. «Ну, я поставил машину в гараж. Пойдем гулять пешком!»
Игра развивает не только умение общаться со сверстниками, но и произвольное поведение ребенка. При помощи игры складывается механизм управления собственным поведением или подчинение правилам. После игры это становится видно и во время другой деятельности. Произвольность – это наличие образца поведения, которым руководствуется малыш, и контроля. И еще одно важное наблюдение! В процессе игры образцом подражания становятся не моральные нормы или другие требования, а именно образ человека, чьё поведение ложится в пример. А кому подражает ваш малыш? Его образ достоин подражания?
Ребенку необходимо большое количество игрушек, в том числе и обычные предметы, без какой-либо функции, которыми он бы мог легко замещать другие (не выбрасывайте деревяшки, камушки, железки и прочие ненужные с вашей точки зрения предметы, которые ребенок принес с улицы). Выделите им отдельную коробку, и ребенок получит возможность в процессе игры развивать свою фантазию и воображение.
Малыш нуждается в полезных игрушках, которые не только развлекали бы его, но и помогали бы развивать моторику, внимание, память и мышление. Какие игрушки достойны такого определения? Ну, конечно же, мозаика, пазлы, кубики, конструктор, краски….
|