 дата: 16-06-2011, 17:06 Привычки и навыки нравственного поведения начинают формироваться еще в дошкольном периоде. Уже в этом возрасте малыш способен выполнить несложные поручения, родителей или воспитателей, помочь младшим детям, уважительно относиться к окружающим и делиться игрушками.
Формирование характера ребенка происходит именно благодаря поступкам, соответствующим общественным нормам. Трудовое воспитание также оказывает существенное влияние на нравственное развитие малышей. Благодаря трудолюбию ребенок учится достигать поставленных целей, заканчивать начатое дело, несмотря на возникающие, на пути трудности. Все это помогает подготовить ребенка к жизни в обществе, где труд является почетной обязанностью каждого достойного человека. Мотивы, побуждающие ребенка к тому или иному поступку, меняются по мере его взросления и более всего это связано с тем, что он начинает более сознательно относиться к своему поведению. Поэтому вместе с этим должны меняться и методы воспитания навыков нравственного поведения. На первый план выходит умение общаться с ребенком и объяснение ему необходимости поступать именно так, как советуют взрослые.
В первые годы детям нравиться процесс выполнения какого-то действия: одеваться, манипулировать ложкой, складывать кубики. Если мама предлагает ему донести из магазина легкую покупку, то он тут же соглашается и делает это с большим удовольствием. Интерес заставляет его производить эти простые действия. Достижение цели также имеет большое значение: штанишки одеты, игрушки разложены по своим местам и т.д. В совсем еще раннем возрасте результат конечно не так важен, большее значение имеет одобрение взрослого за выполнение какого-то действия. В промежутке от двух до трех лет ребенок начинает стремиться к самостоятельности и на любое предложение о помощи отвечает фразой "Я сам". Самостоятельность помогает ему овладеть навыками самообслуживания и выполнения культурно-гигиенических норм. Благодаря этому малыш начинает все больше стремиться к результату действия или достижению поставленной цели, и если она достигается, то это, безусловно, приносит ему чувство удовлетворения. Похвала способствует укреплению этого чувства и мотивирует на дальнейшие свершения.
Мотивом овладения новыми навыками и привычками в младшем возрасте становится понимание результатов своих действий для окружающих людей и себя самого. В процессе воспитания в детском саду или дома ребенка обучают правилам поведения ( например, что необходимо уважать людской труд и снимать обувь, когда входишь в помещение). Выполняя эти правило многократно, дети приобретают привычки и необходимые навыки. Взрослый старается объяснить малышу, зачем следует поступать именно так. Это дает возможность не только усвоить правило, но и применить его в других подобных ситуациях. Ценность поступка, совершенного ребенком зависит от его мотивов, поэтому имеет смысл не только увеличивать количество привычек и закреплять их, но и вкладывать в ребенка правильные мотивы. Мама одного замечательного мальчика поделилась успехами в воспитании сына: "У нас в доме принято, что все вещи лежат на своих местах. Боренька привык к такому положению вещей".
Иногда он и сам замечает, а иногда приходится намекать: «Ой, а обувь то стоит не на месте, да и дорожка в прихожей лежит, как попало». Боря тут же бежит все исправлять. Он всегда принимает участие в уборке. Когда заканчиваем, спрошу, хорошо ли убрались. Когда забывает стереть пыль с полки, украдкой интересуюсь, не пыльная ли она. И тогда можно быть уверенным, он обязательно доделает дело до конца. Не люблю журить, а напротив, стараюсь советоваться с ним и поддерживать.
Всегда замечаю как у нас уютно и чисто. Было дело, принес он как-то охапку красивых кленовых листьев, поместил их в вазу и рассматривает. И самому нравиться, и родителям приятно…» Это реальный пример того, как идет у ребенка формирование коллективистических мотивов поведения: необходимость быть кому-то полезным, порадовать других, показать свое гостеприимство и т.д. При воспитании дошкольников, применяют все предыдущие приемы воспитания навыков, такие как: побуждение к подражанию, повторение, показ. Помимо этого особую роль начинает играть объяснение как правильно действовать и почему. Одобрение верного поведения также остается важным. Хотя и здесь есть одно «но», не перехваливайте малыша за то, что он сделал то, что и должен был сделать. Распознать это легко, потому что главным мотивом совершаемых поступков становиться желание заслужить одобрение. Такие действия развивают эгоизм ребенка, но никак не способствуют его верному воспитанию.
Вышеописанные способы воспитания навыков и привычек хорошего поведения будут успешны только в случае соблюдения общих правил, касающихся воспитания. На собрании в детском саду бабушка Коли решила задать вопрос воспитателю «Что делать, если ребенок не выполняет просьбы, с которой к нему обращаются?». «Я пытаюсь научить его застилать постель, но он, проказник, кинет подушку в одну сторону, а покрывало в другую и убегает от меня. Стоит попросить убрать игрушки на место, как он сразу кричит «Не хочу».
Из беседы с воспитателем выясняется, что ребенок практически никогда не подчиняется требованиям, потому что родители взвалили воспитание отпрыска на хрупкие плечи бабушки, а сами не только совсем не уделяют время ребенку, но и бабушку то не уважают и не прислушиваются к ее мнению. Таким образом, родители не придерживались основных педагогических принципов и то потакали ребенку во всем, то начинали его ругать за каждую провинность. Поэтому у малыша не закрепились правильные навыки и привычки. Изменить ситуацию сможет только единый подход и согласованные действия всей семьи.
|