 дата: 16-06-2011, 20:09 Девочка, которая умеет расчесываться и плести косы станет содержать свои волосы в порядке лишь в том случае, если у нее есть привычка расчесываться и ухаживать за волосами. Кому не знакома распространенная фраза " Что нужно сказать девочке (бабушке, мальчику, папе)?" И ребенок обычно отвечает: "Спасибо". Не нуждаются в напоминании только те дети, у которых сформировалась привычка так отвечать. Частично привычки и навыки приобретают автоматизированный характер. Привычки обеспечивают еще и факт осуществления действия, в то время как навыки обеспечивают только способность его выполнить. Овладение привычкой обычно начинается с приобретения навыка. Первым делом ребенку следует научиться хорошо, производить действие.
"Ты не правильно складываешь!" - предупреждает мальчика папа - Я уже столько раз говорил". Митя заново пробует собрать книгу-ширмочку, однако множество плотных страничек никак не поддаются. Папа берет книжку и в мгновение ока собирает ее одним движением так, что малыш просто не успевает сообразить, как это у него получилось. Конечно же, папа не прав, первым делом необходимо было объяснить и показать Мите, как правильно сложить книжку (ведь для детей до трех лет выпускают такие книжки, которых состоят всего лишь из трех страничек, не больше) и только потом ждать от него самостоятельных действий. Навык перерастает в привычку только тогда, когда его неоднократно повторили при таких же, или других обстоятельствах.
Если малыш был обучен умываться перед сном, и будет совершать эти действия ежедневно, на первых порах по указанию старших, а затем без напоминаний, то спустя какое-то время привычка станет более стойкой, и он вряд ли сможет пойти в кровать, не умывшись. Если использовать навык лишь периодически, а не постоянно, то закрепляться привычка будет хуже. Когда ребенку после приема пищи не напоминают все время о том, что следует высказывать свою благодарность, то привычка так и не будет сформирована.
Поэтому привычка делать так, а не по-другому перерастает уже в потребность, и если ребенок не имеет возможности поступить в соответствии с ней, то ему становится не комфортно. Когда вдруг на столе не оказывается салфетки, которой так привык пользоваться после еды малыш, то он с удивлением и недоумением протягивает маме грязную ручку и как будто бы спрашивает: " И как же мне теперь быть?" Потому и уверены многие, что сила привычки в любых условиях толкает человека на действия соответствующие ей. Ребенок говорит взрослым "Спасибо!" за то, что ему в чем-то помогли или угостили сладостями, неважно, где это происходит дома или в обществе. Однако случается так, что в привычных условиях у малыша одно поведение, а в непривычных условиях он ведет себя совсем иначе. В стенах дома и детского сада он способен не вмешиваться в разговоры старших, а, придя в гости, постоянно тревожит маму, задает свои вопросы и просит постоянного внимания. Если такое происходит, значит, его необходимо еще воспитывать в этом плане.
Благодаря привычкам развиваются определенные черты характера. Малыш еще не способен усваивать большинство нравственных понятий и норм, на которые он бы смог ориентироваться в своих поступках. Только взрослые могут заложить в него определенную манеру поведения, благодаря которой он сможет поступать, не отклоняясь от норм еще до того, как будет способен их осознать.
Прививая, например, ребенку навыки самостоятельности и хозяйственной помощи взрослым, родители могут надеяться на то, что в будущем их малыш будет трудолюбивым. Потому что трудиться он начнет еще задолго до того как сможет осознать, что трудолюбие это весьма ценное качество любого члена нашего общества. И в остальном, то же самое. Приучая детей чистить зубы, заботиться о младших, бережно относиться к одежде, вовремя ложиться спать, быть благодарным и т.д. мы формируем у них такие черты характера, как отзывчивость, чистоплотность, вежливость, пунктуальность. Привычки - это основа основ. Недаром гласит народная мудрость: "Привычка - вторая натура", потому что они сохраняются надолго и могут повлиять на всю дальнейшую жизнь. Многие как хорошие, так и плохие привычки уходят корнями в детство.
|