 дата: 15-06-2011, 05:51 Если попросить малыша, которому уже исполнилось 1,5 года, принести игрушку, то он с радостью это сделает. Если сказать ему, что уже пора идти гулять, малыш через минуту будет у входной двери. Если напомнить ему, что время ложиться спать, его реакция, конечно, будет противоположной, но не менее определенной, малыш тут же убежит прятаться.
Когда ребенку исполняется 16 месяцев, мы видим, что он уже все понимает, что ему говорят, даже если сам он ещё плохо говорит. Такую способность понимания устной речи учёные называют «воспринимающим языком». Он является первым важным шагом к собственной речевой активности. Ребенок совершенствует эту способность с того момента, как только услышал ваш голос еще в утробе. С 1,5 лет он будет усовершенствовать навыки восприятия речи, создавать словарный запас и «впитывать» малопонятные грамматические правила, еще не умея произносить даже несколько связанных слов подряд.
Почему дети начинают говорить поздно? Для ребенка является большим подвигом переход от нечленораздельной речи к произношению двух-трех слов, состоящих из нескольких слогов, которые выражают его мысли, эмоции и наблюдения. Слова являются символа не только объектов, но и действий, событий, эмоций, отношений. Более того, чтобы овладеть языком, нужно знать правила грамматики и синтаксиса, а также уметь их применять на практике.
Этапы овладения речью В случае овладения речью, как и с другими навыками, нет четко определенного механизма и возраста. «В развитии речи полуторагодовалого малыша нормальными являются самые разнообразные её проявления, - говорит доктор медицины Greg Sonnen. - Некоторые дети с трудом скажут несколько слов, а другие к 16 месяцам имеют словарный запас из двадцати слов. Артикуляционные навыки у таких малышей еще не развиты, поэтому его произношение понятно только родителям».
Первые слова ребёнка Первыми словами ребенка являются своеобразные ярлыки – существительные, которые обозначают людей, животных и все остальные предметы, то есть всё, с чем сталкивается малыш. Вначале ребёнок выучит простые слова, потом перейдет к фразам. В этом возрасте ребенок может выучить в среднем два-три слова за месяц. Затем, что совершенно неожиданно, где-то в 18 месяцев у малыша происходит так называемый «речевой прорыв». После него он начинает ежедневно запоминать по десять слов и интенсивно улучшать навыки восприятия речи.
Когда ребенок усвоил хорошо несколько слов, он старается выражать свои мысли точнее. Вначале он использует для этого интонацию. Вот пример, когда ребёнок выучит слово «кот», то он будет кричать «кот!», если кошка будет копаться в цветочном горшке, потому что он слышал раньше, как вы за это ругали своего домашнего любимца.
Учимся складывать предложения Наконец, малыш начинает понимать, как нужно нанизывать мелкий бисер слов на короткие нитки предложений. Поначалу он не будет обращать внимания на «ненужные» слова, такие как предлоги и союзы. Для него пока они не имеют смысла. Понимание значения этих слов придет к нему позже. Зато он составляет с удовольствием сочетания из тех слов, которые имеют для него смысл. Например, если ребёнок «застукает» кота за поеданием вашего любимого цветка герани, он скажет ему «Плохой кот!», а не «Ты – плохой кот!»
Такие первые не очень умелые предложения учёные называют «телеграфная речь». Обычно эти предложения состоят из двух слов. Несмотря на их краткость, они обозначают более высокий уровень коммуникации ребенка и окружающего мира. Например, ребёнок, увидев приближающегося отца, может закричать «Папа дома!». Или, оказавшись на игровой площадке, крикнуть «Качели!».
Некоторые факты развития детей На какие действия способен малыш: В 16 месяцев: поднимается по лестнице, копирует поведение окружающих, понимает все, что вы говорите. В 17 месяцев: запоминает людей и места, двигается под музыку, бросает мяч. В 18 месяцев: вспоминает буквы в книжке и протестует, если вы пропускаете страницы, а также притворяется, как будто не различает предметы.
|