 дата: 16-06-2011, 20:19 Трехлетний мальчишка, кряхтя и тяжело дыша, тащит папе метлу. Вид у него весьма довольный, ведь он собирается помочь отцу убрать двор. Девочка вместе с мамой стирает носочки…
Таких наблюдений из жизни, ярко демонстрирующих посильный детский труд, можно припомнить множество. В дошкольном возрасте детки с удовольствием принимают участие в труде, если старшие его хорошо организовывают и поощряют.
Это замечательно, что малыши приобщаются к посильному труду. Ведь каждый вид работы служит какой-то цели и обеспечивает ребенка нужными знаниями, помогает им укрепиться, вызывает приятные эмоции, способствует приобретению ценных навыков и способностей.
Быть примером для ребенка – большая ответственность для взрослого. Мамам и папам следует знать: чтобы привить детям любовь к труду, нужно быть самим очень трудолюбивыми людьми.
Дети обращают внимание на то, как их близкие относятся к труду, своей работе и друг к другу, замечают положительные результаты их труда. Одно наблюдение за тем как трудятся взрослые, конечно, вызывает в детях желание поучаствовать, но только этого совсем не достаточно. Помимо этого стоит заниматься привлечением ребенка к совместному труду, рассказывать и демонстрировать им, что и когда нужно делать. В процессе такой работы, малыши с увлечением учатся трудиться и на опыте убеждаются, что это необходимо.
Дети должны чаще слышать слова поощрения и одобрения за проявленную инициативу и качественно сделанную работу, только так можно закрепить интерес к труду.
Приобщая малышей к труду, важно считаться с особенностями того или иного детского возраста. Когда мама Ларисы уходит на работу, отец занимается приготовлением обеда и другими хозяйственными делами. Старается привлекать и дочку к этому. Ларисе все это тоже интересно, потому что у папы очень здорово, получается, выполнять такие обыденные вещи.
Почистив одну картофелину, папа дает, и дочери попытаться очистить ее так же тщательно, как получилось у него. А когда заканчивают, то обязательно сравнивают, у кого как получилось. Если обед не очень горячий, папа разрешает Ларисе разложить его по тарелкам. У дочери возникает интерес к самому обыденному занятию, что весьма благоприятно сказывается на ее трудовом воспитании.
У детей еще не очень развиты тормозные центры нервной системы, поэтому они довольно впечатлительно на все реагируют. Правы те родители, которые увлекают, заинтересовывают ребенка трудом, хвалят его за маленькие «победы», и ревностно следят за качеством выполняемой работы. Пройдет время и благодаря систематической работе у них выработается привычка трудиться с охотой.
Игровая деятельность вызывает интерес к работе. Папа Лены любит играть с девочкой, только прежде просит ее, навести порядок в детской. Сначала девочке не нравилась эта идея, ей было лень класть игрушки на место, однако, папа настаивал: «Не буду играть с тобой, пока не уберешь свою комнату!» Спустя пару дней малышка уступила, и в комнате стало чище и уютнее.
Нередко они вместе просматривают игрушки, выбирают те, которым требуется ремонт, а папа спустя какое-то время чинит их. Леночка обязательно составляет компанию отцу и если может то помогает. Оказывается труд и игру можно сочетать. Взаимодополняя друг друга они помогают воспитывать в ребенке желание трудиться.
Нельзя убеждать ребенка, что труд делится на «женский» и «мужской». Необходимо чтобы мальчишки наравне с девчонками занимались домашними делами, не считая это зазорным.
Довольно часто родители допускают промахи в трудовом воспитании малышей. Их основной ошибкой является то, что они не приучают ребят к систематической работе. Они решаются помочь родителям лишь тогда, когда их предупредят о необходимости помочь.
Чем это грозит? Во-первых, ребенок не приобретает устойчивую привычку к труду. В пять-шесть лет детям обязательно нужны задания постоянного характера, за выполнение которых они несли бы ответственность. Только выполнение поручений время от времени не воспитают в них необходимой ответственности.
Безусловно, первым делом следует обучить малыша тому или иному занятию, а уже потом обязать его выполнять, периодически проверяя, как тот справляется. Например, вы отдали поручение 6-ти летнему ребенку ухаживать за цветами. Уверены ли вы, что он сможет сделать все правильно? Если нет, то сначала научите его, как правильно ухаживать за комнатными растениями, а потом уже вменяйте ей в обязанность это ответственное дело. Контролировать ее нужно будет до тех пор, пока эта обязанность не войдет в привычку.
Случается и так, что взрослые вовсе не допускают того, чтобы дети трудились: сами накрывают на стол, убирают квартиру, складывают вещи в шкаф и т.д. Оправдывают они это тем, что ребенок, видите ли, все делает очень медленно, и у них нет ни времени, ни терпения ожидать, когда же тот справиться с заданием.
Родители забывают, как важно зажечь интерес, а главное сохранить его на протяжении всего процесса работы. Ребенок должен браться за дело в хорошем настроении, и она должна вызывать в нем только положительные чувства.
Часть родителей применяют наказание по отношению к детям, за то, что те не выполняют задания, которые им поднадоели. Другая часть не контролирует процесс выполнения и поэтому не может адекватно оценить ни их успехов, ни ошибок. Все это снижает воспитательную ценность труда.
Страшнее всего, когда взрослые совершенно не занимаются трудовым воспитанием малышей, перекладывая это на плечи воспитателей. «Пусть воспитывает детский сад, успокаивают родители себя, - все равно там он проводит больше времени, чем дома».
Но ведь воспитателям в детском саду будет трудно это сделать, если их старания не находят отклика в семье, а возможно и вовсе не возымеют должного эффекта, если родители неправильно относятся к трудовому воспитанию. Чем больше родители будут содействовать чаяниям воспитателей, тем успешнее ребенок будет справляться с трудовыми обязанностями.
Помните, дорогие родители, что нравственное воспитание всех детей без исключения зависит от того, удастся ли взрослым привить им любовь к труду.
|