 дата: 16-06-2011, 20:10 Нелегко перевоспитать те навыки, которые были приобретены с детства, поэтому имеет смысл сразу обучать их правильным действиям. Например, вы приобрели малышу набор пластилина и с радостью усадили его за стол, чтобы объяснить, как им пользоваться.
Несмотря на то, что это весьма интересное занятие, не забудьте проконтролировать, как ребенок сидит. Так как вы уже начали знакомить его с настольными играми, то и процесс формирования привычной позы также начался. С самого начала следите, чтобы малыш не наклонялся очень низко, держал спину, иначе в будущем у него сформируется неправильная осанка, а это чревато проблемами физического развития и ведет к искривлению позвоночника (сколиозу).
Все вышесказанное не означает, что закрепившуюся вредную привычку уже никак не изменишь. Имеется в виду только то, что поменять ее на другую будет гораздо тяжелее, чем сразу сформировать правильную. Неважно, в какой момент вы заметили, что ребенок действует ошибочно. Не медля, укажите ему на его ошибки и продемонстрируйте верное поведение.
К примеру, мальчик неправильно сидит за столом, когда собирает пазл. Указывайте ему не только на то, как он должен держать спину, как расположить руки, но и сделать замечание, что он низко склоняется над столом, сильно придвигает стул или, наоборот, далеко сидит от стола и т.д. Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что если малыш систематически во время рисования или чтения наклоняется чтобы рассмотреть картинку, значит обязательно нужно отвести его к окулисту. Если окулист сообщит вам, что проблем со зрением нет, значит, у ребенка вошло в привычку, неправильно сидеть. Избавляться от неправильного навыка следует при помощи многократного повторения действий в уже правильном русле. Контролируйте, чтобы при совершении повторного действия ребенок не отклонялся от требований.
Необходимо учесть еще одну закономерность: чем больше навыков приобрел ребенок, тем легче ему овладеть новыми, особенно теми, что имеют сходство с более ранними. Научившись кататься на лыжах, ребенок запросто сможет кататься и на коньках. Овладев ложкой, малыш четырех лет без проблем будет справляться и с вилкой. Это связано с тем, что чем больше количество освоенных навыков, тем выше становится общая сноровка и обучаемость. Кроме всего прочего, самые разные навыки могут состоять из сходных элементов.
В этой связи не стоит ограничивать детей в их стремлении к самостоятельности. Это прямой путь к задержке развития. Несмотря на всю важность привычек, и навыков, не забывайте, что только лишь овладеть ими не значит обрести правильное поведение. С опытом взрослые многократно убеждаются в том, что дети не всегда пользуются освоенными умениями на регулярной основе. Мальчик, закончив обед, не поставил на место стул. Стоит ему напомнить об этом, как он тут же делает все как надо. Или, к примеру, девочка вытирает рукавом рот.
Воспитательница, заметив это, укоряет ее и протягивает салфетку. На самом деле девочка давно умеет ей пользоваться. Тогда в чем причина того, что малыши не смогли справиться со всем сами, без напоминания взрослого? А дело в том, что и навыками и умениями они обладают, вот только привычек соответствующих у них нет. Овладевая умением или знанием, ребенок обзаводиться только возможностью совершать определенные действия быстро и легко.
|