 дата: 15-06-2011, 05:10 История педагогики – это множество методик, и всего лишь несколько из них сегодня успешно применяются. Мария Монтессори – это итальянский психолог, учитель, физик. В восточной Европе о ней забыли почти на семьдесят лет, в то время как в Западной Европе и Америке открывали институты и академии, где успешно воплощали ее дидактические, педагогические и антропологические идеи.
Особенности методик Монтессори Миллионы детей учились и учатся на основе методики Монтессори. В книгу Рекордов Гиннеса была занесена индийская школа, в которой, опираясь на методику итальянки, обучается двадцать две тысячи детей. По методике Монтессори обучалась дочка Билла Клинтона, а также внуки и правнуки писателя Льва Толстого, которые эмигрировали за границу. В США, Нидерландах и Финляндии Монтессори-школы являются государственными учебными заведениями.
Мария Монтессори – это первая женщина-врач в Италии, она также преподавала в Римском университете. Самой главной ее работой стала книга «Дети-другие», в которой она по-иному взглянула на детей, переживающих все происходящее с ними не так, как взрослые. Её методика развития и обучения детей называется «системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде». В Монтессори-группе обучение детей начинается с того, что воспитатель с каждым малышом здоровается за руку. Здесь ребенок выбирает сам, чем он будет заниматься. Эта система имеет три основы – интерес, индивидуальный подход и свобода выбора. Класс разделяют на зоны. Первая зона – это практическая, или так называемая зона реальной жизни. В ней дети учатся простым вещам: застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, месить тесто и др. При этом каждый помогает друг другу. Вторая зона – это зона сенсорного развития. В ней дети знакомятся со свойствами, которые имеют предметы, с их формой, размером, материалом, цветом, плотностью.
Дополнительными зонами являются языковая, географическая, математическая, зона двигательной активности, в которой ребенок учится выполнять упражнения на координацию движений. Школы также могут добавлять в свои программы зоны для танцев, музыки и искусства. Спустя два часа после окончания занятий все дети собираются в круг, чтобы обсудить события, которые произошли в школе, саду или дома. Педагог обычно не вмешивается в беседу, он только направляет и поддерживает ее.
На первый взгляд кажется, что педагог в этой системе не имеет никакой роли. Он не заставляет заниматься, не читает лекций, не проверяет выполнение заданий, так как ему отводится другая роль: • подготавливать среду для занятий; • рассказывать и показывать детям способы правильной работы с материалом, чтобы быстро выполнять задания; • нейтрализовать факторы, которые мешают малышу заниматься; • вести наблюдение за успехами ребенка, если он справляется предлагать ему задания чуть сложнее; • проводить «работу» с родителями, объясняя им, как нужно правильно хвалить малыша, какие занятия проводить с ним дома.
Методика Монтессори основывается на целом ряде принципов. О ребёнке нужно отзываться только хорошо, на просьбы ребёнка и его призывы о помощи реагировать быстро, не трогать ребёнка, если он сам об этом не просит. Как и в любой системе преподавания, метод Монессори обладает своими плюсами и минусами.
Плюсы и минусы методики Монтессори Методика Монтессори вырабатывает у детей самостоятельность, чтобы они легко ориентировались в жизни без родительской помощи, познавали себя и окружающий мир, уважали окружающих. Для занятий ребёнка не нужно дорогого оборудования или каких-то особых игр. Каждый ребенок может сам выбрать, что ему интересно. Нужно сказать и о недостатках этой методики, которая развивает моторику, аналитические способности, то есть левое полушарие, а творческое правое полушарие практически не затрагивает.
В школах Монтессори никогда не используют ролевые игры, которые имеют большое значение. Странным кажется отношение к книгам, рисованию. В классическом виде такой метод подходит не для каждого ребенка. Если малыш склонен к аутизму, то он может замкнуться полностью. Активные и шумные дети будут своим поведением очень раздражать воспитателей. Поэтому сегодня классическая система Монтессори почти не используется в первоначальном виде. Специалисты работают над внедрением дополнительных рабочих зон, ищут и находят другие подходы к детям, чтобы помочь им стать полноценными и успешными личностями.
|